Что делают на троицу - традиции, обряды и заговоры. Какие травы нужно брать с собой в церковь на троицу

Народные названия: Береза глухая, березина, белотелая, березка, навье дерево.
Лингвисты связывают русское название березы с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
Планета: Юпитер
Знак Зодиака: Рак (по другой версии Стрелец)
Основные свойства: очищающие свойства, здоровье, любовь, защита

Береза – любимое дерево русского народа, олицетворяющее его душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.

Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей). Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов.
Берёзу используют для изготовления многочисленных магических артефактов: огамических палочек (ставов), волшебных палочек, летающих метел (ведьмино помело делается из сука ясеня и березовых прутьев, скрепленных ивняком), магических метелок (используются в целительстве), оберегов различного рода (от молнии, злых людей и духов).
Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи. Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания "узлов" - формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей.

У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору, Донару и Фригге. Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева.

В шаманизме береза – Космическое Дерево, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Кроме того, береза является эмблемой Эстонии.

В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой. Это дерево первым украшает себя листьями, знаменуя начало всех вещей.

В друидической традиции берёза - дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря - 21 января). Ещё в ряде традиций берёза символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность, плодородие, рост и силу жизни и т. п. Веточка березы была отличительным знаком молодых друидов или бардов, которые прикрепляли ее к своим туникам.

В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление.

В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует и в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями».
Березам посвящался праздник Семик (ныне - Троица), который отмечается в июне.

Помогает она и при прогнозировании погоды: коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха, мокрого.

Береза плакучая считалась деревом особым - ее иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей - только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.

Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь "окольцевать" деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, "выметали" из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц.

С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм.

У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.

Береза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.
Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве.

По старинному белорусскому поверью, чтобы в новой конюшне не переставали водиться лошади, под порогом обязательно полагалось закопать березовое полено

Заговоры девицы на любовь доброго молодца
1. Берут березовый прутик, который кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, которого никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место говоря: "Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут.» Это заклинание трижды повторяют.
2. Из свежего веника, сделанного из березовых веток, берут пруток, и кладут его на порог той двери, в которую должен войти любимый человек. Кладя пруток, нежно произнести такие слова: «Как высох этот тоненький пруток, так пусть высохнет и милый друг (имя) по мне, рабе (имя)». Пруток, когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на полок на верхнюю полку, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят: «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце (имя) будет ко мне, рабе (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут пруток, относят на воду и пускают по течению. Прут пускатв по реке нужно на заре.
Этот же заговор, но только для присухи чьего-либо сердца, делается так: пруток кладут на порог, приговаривая, как сказано выше, затем, после того как прошел тот, кого заговаривают, прут кладут на жарко истопленную печь, приговаривая: «Будь сух, пруток, как птичий ноготок, пусть так же сух будет и мой дружок (имя), а когда он ко мне подобреет, тогда пусть краснеет, как яблочко наливное, и полнеет, как месяц ясный после новолуния».
Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода.

Суть. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением вещей. У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения. У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.

Немного юмора:

Пациент: - У меня болит голова!
Врачеватель:
500 лет до н.э. - На, съешь этот корешок.
1000 год - Эти корешки - колдовство! Прочти молитву!
1850 год - Эти молитвы -глупое суеверие! Выпей эту микстуру!
1940 год - Эти микстуры - обычное шарлатанство! Прими эту таблетку!
1985 год - Эти таблетки неэффективны! Прими этот антибиотик!
2016 год - Эти антибиотики искусственного происхождения! На, съешь этот корешок.

В 2018 году святой праздник Троицы выпадает на 27 мая. Еще этот праздник называют Пятидесятницей, потому что святой дух сошел на апостолов на 50 день после Воскрешения.

В этот праздник принято украшать Храм и дома разнообразной зеленью. Многие верующие в этот день приносят веточки березы – основной символ праздника.

Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: какие травы надо брать с собой в храм

В этот день принято собирать лекарственные травы. Согласно народным поверьям они в этот день обретают особую силу. Потом эти травы несут в храм для того чтобы освятить, передает портал 1rre. Потом их сохраняют и в течение года ими лечатся.

Полынь. Эта трава считается оберегом в доме. Перед новосельем принято было окуривать помещение. Также веточку полыни вешали над входной дверью, что бы она отгоняла нечистую силу. В народной медицине Полынь используется как успокаивающее, болеутоляющее средство. Помогает регулировать роботу менструального цикла и ЖКТ.

Любисток. В народе верили, что этот цветок защищает от колдовства. Его отваром омывали волосы, купали в нем младенцев. Настой из этой травы имеет отхаркивающее, очищающее и болеутоляющее действие.

Чабрец (тимьян). Его используют как оберег. Считалось, что он поможет женщине выбрать себе хорошего мужа и сохранить мир в семье. Его зашивали в подушку, чтобы избавится от ночных кошмаров. Для мужчины чабрец – символ мужества, храбрости и успеха. Отвары и настои из этой травы использовали как снотворное, потогонное и отхаркивающее средство. Чабрец имеет свойства антисептика.

Василек. Это оберег от нечистой силы. Так же его считают приворотным зельем. Его отвары и настои применяют при кашле, простуде, при сердечных заболеваниях, и при почечных заболеваниях. Настой из цветков применяют как антисептик, желчегонное и потогонное средство. Снимает спазмы гладкой мускулатуры, улучшает аппетит.

Мята и мелиса. Эти травы используются как оберег. Запах этой травы улучшает сон. Чаи из травы успокаивают, снимают боль.

Аир. Символ удачи, богатства и достатка дома. Его разбрасывали по комнатам и на полу. Его отварами лечили выпадение волос и использовали как антисептическое средство.

Букетики с вышеперечисленными травами освящают в воскресенье. Если с прошлого года осталась свячёная зелень, то ее просто отдают животным.

Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: другие традиции светлого праздника Троицы

В народе это праздник очень любят. Хозяйки в этот день старательно наводят чистоту и порядок. Дома и комнаты украшают зеленью, веточками березы, дуба, калины.

В Воскресенье принято посещать церковную службу. Но в церкви начинают вести богослужение с вечера субботы.

Троица всегда припадает на выходной день. А потому принято в честь праздника устраивать обед, куда приглашают родных и близких. На обеде принято угощать караваем, различными блюдами из яиц, пирогами. Так же можно выбраться с семьей на пикник.

В народе до сих пор сохранилась традиция устраивать народные гуляния, ярмарки, выставки, концерты в честь этого праздника.

Любой человек, который соблюдает религиозные традиции, должен знать, что делать с ветками березы после Троицы. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Традиция украшать храмы, церкви и дома ветками березы на Троицу сложилась уже очень давно. Давайте разбираться, почему она появилась, и откуда растут истоки такого явления.

Причины, о которых пишут в открытых источниках, две - символическая и историческая.

С исторической точки зрения, ветки березы символизируют дубраву Мамвру. В ней находился дуб, у которого Бог явился Аврааму. Не сам, а в образе трех ангелов. Этот факт запечатлен на иконах, которые вы можете лицезреть в церквях или даже приобрести для себя в церковных лавках.

Также в ветхозаветную пятидесятницу существовал праздник. В торжество вспоминали день, который наступил после пришествия евреев из Египта. И именно в тот период времени Моисей получил от Бога список из десяти священных заповедей, которыми люди пользуются по сей день.

В то время стояла весна, все цвело, и, возможно, именно поэтому появился обычай украшать все вокруг зелеными ветками берез, чтобы подчеркнуть важность давно прошедшего момента.

Что символично

  1. При своей жизни на земле , сын Бога пообещал, что после того, как он покинет земной мир, Господь отправит людям Святого духа, Утешителя. Спустя сорок дней после пасхи Иисус отбыл на небеса, а спустя еще десять месяцев Святой дух явил свой лик в одном из иерусалимских домов.
  2. Это событие очень символично - оно означает начало благоприятного времени, когда сам Бог в образе святого духа постоянно присутствует на земле, наполняя людей и мир любовью, благодарностью, надеждой на спасение и искупление грехов. Его незримое присутствие во много раз усиливает силу молитв и отклик на них. Это символ могущественной веры, настоящих чудес и всевозможных божественных благ.
  3. В этот период даже самый отчаявшийся грешник, при условии его искреннего покаяния получит прощение Бога и может искупить все свои грехи. Произойдет словно возрождение, переход от прежней жизни к более счастливой, праведной, успешной. И получить такой подарок судьбы может абсолютно каждый, искренне раскаявшийся человек.

Символизм

А теперь разберемся, что олицетворяет собой образ березовых веток в Троицу.

Значения этого символа следующие:

  1. Они означают буквально возрождение души, которая приходит в себя после зимней спячки, расцветает и обновляется. Также, как весной оживает все вокруг, оживает и человеческое сердце. Это самое главное значение символа.
  2. Пока ветви растут на дереве, они живут, питаются энергией ствола дерева. А стоит отделить их от этого источника - они со временем засыхают и становятся безжизненными. Точно также человек, отрезанный от своих , своего рода, который состоит в плохих отношениях с родственниками и не верит в Бога, теряет энергию и силы. Стоит заблудшей душе отделиться от Бога, она превращается в иссохшую ветку, о чем лишний раз напоминает этот незамысловатый символ праздника Троицы.
  3. Также это символ благой энергии любви, благодарности и принятия. Эта энергия наполняет человека, дает ему силы жить и исполняет его желания. Пока человек «питается» божественной энергией, излучает эмоции безусловной любви и благодарности, он отдает миру высокие частоты своих положительных эмоций.
  4. Очень важно для человека всегда быть в связи с Богом, ощущать его незримую поддержку, помощь. Быть благодарным и полным любви. Отдающим, а не потребляющим. Праздник Троицы - лишний повод напомнить себе об этом.

Что можно делать после праздника

  • Регулярно проводить практику благодарности. Перед сном мысленно благодарите прошедший день за все, что он принес вам. Каждого человека, который был в вашей жизни, принес вам уроки или опыт, даже негативный. Постарайтесь чувствовать, как много людей Бог посылает к вам, для вашей счастливой жизни и для того, чтобы вам было, за что благодарить.
  • Стремитесь излучать безусловную любовь к своей жизни, людям, себе и Богу. Безусловную - значит, на 100% принимающую. Позвольте другим людям быть не такими, как вы, избавляйтесь от ожиданий (главной причины всех разочарований), критики, упреков и стремления кого-либо переделать.

Посмотрите видео по теме:

Что можно и что нельзя делать с ветками березы после Троицы

Яркие, цветущие и прекрасные березовые ветви создают очень живую атмосферу в этот великий праздник. Но у многих людей возникает закономерный вопрос: а что делать со всем этим великолепием, когда праздник окончится, а ветви высохнут и приобретут неприглядный вид.

  1. В Троицу ветвями березы украшайте окна. Это самое подходящее место, даже, пожалуй, единственное, которое так символично. Не нужно ставить ветки в вазы или хранить в доме. Размещайте их исключительно в оконных проемах.
  2. После праздника использованные ветки лучше всего сжечь. Разделите их на мелкие прутики и устройте импровизированный костер в безопасном месте. Соблюдайте технику противопожарной безопасности. И делать это желательно в одиночестве, без присутствия посторонних.

Самая большая ошибка, которую совершает большинство людей - это придавать какое-то особенное, ритуальное значение березовым веткам. Чего делать однозначно не стоит:

  1. Не нужно устраивать никаких магических ритуалов и «танцев с бубном». Троица - церковный праздник, а церковь таких действий не одобряет.
  2. Также не нужно использовать ветки для изготовления домашнего чая, делать из них амулеты. Это суеверия, которые никак не помогут вам в жизни.
  3. Выбрасывать, как использованный мусор, тоже нельзя. Ровно как и демонстративно сжигать на виду у всех. Это попросту неуважение.

Резюмируем

  • Использованные ветки - сжечь. В одиночестве, аккуратно, и не сообщая никому о своем намерении.
  • Ритуалов и обрядов не устраивать.

С праздником Святой Троицы (Днем сошествия Святого Духа или Пятидесятницей) связано немало интересных символов. Например, почему на Троицу украшают храм березой? И вообще - причем тут зелень и Дух Святой?

Подробные ответы на эти вопросы, а также пояснения священнослужителей представлены в нашей статье.

Зачем на Троицу ветки березы: откуда пошла традиция

Троица всегда отмечается на 50 день после Пасхи, который тоже выпадает на воскресенье: 27 мая 2018, 16 июня 2019 и т.д. В этот день проходят особые праздничные богослужения, когда все священнослужители облачаются в специальные торжественные одеяния зеленого цвета.

И храм принято украшать ветвями березки, полевыми цветами и вообще свежей зеленью. Почему так сложилось? Ответ довольно простой, но в одно предложение его не уместить.

Еще при жизни Христос обещал, что после его смерти Бог пошлет на землю Утешителя – Святого Духа. На 40 день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду обещанное действительно исполнилось: Дух сошел на последователей Иисуса, находящихся в одном из домов Иерусалима.

Появление Святого Духа означает наступление благодатного времени, когда на земле постоянно присутствует сам Бог (ведь Дух – это третье лицо Троицы). Теперь он всегда незримо с нами, а значит, каждый человек может помолиться ему простой молитвой, и он будет услышан. Это событие является символом животворящей веры, великого чуда и блага, которое послал Господь.

Даже грешная душа может искренне покаяться и попросить прощения, после чего получит его сполна. Получается, что любой человек может как бы возродиться от неправедной жизни ко спасению. Причем получить этот бесценный дар можно совершенно свободно – личные заслуги и профессиональные достижения в этом деле не играют никакой роли.

Таким образом, праздник Троицы символизирует возрождение души и исполнение воли Бога. А что ассоциируется с возрождением, если подумать о природе? Конечно же, весна – время, когда солнце светит все ярче, а пейзаж на улице становится все зеленее.

Почему на Троицу украшают храм травой и березой: комментарий священнослужителя

Ответы на этот вопрос уже неоднократно давались священниками. Например, протоиерей Борис Старк еще в 1981 году говорил о том, что здесь можно привести по крайней мере две причины.

Одна из них связана с легендарным историческим событием, а другая имеет чисто символическое, но не менее важное значение. Ниже приводится довольно подробный комментарий по вопросу, почему на Троицу украшают храм березой и травой.

Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками

Ну а почему на Троицу храм и жилище украшают именно ветками березы – ответ также очевиден. Береза – это вообще сакральный символ нашей страны без всякого преувеличения.

Это дерево является одним из самых распространенных, причем встретить его можно не только в сельской местности, но и на просторах шумного города. Вот почему многие люди на Троицу срывают молодые ветки березы, делают из них венки или просто собирают в охапку и несут в дом.

Предварительно можно освятить зелень в храме, после чего положить этот своеобразный букет рядом с иконой или на самое видное место в доме.

Как украсить дом ветками березы

Итак, понятно, для чего на Троицу украшают дома ветками березы. Но как это сделать? Тут можно дать полный простор своей фантазии. Ветви можно просто поставить в вазу, а ее разместить на столе.

Можно положить молодую зелень на обеденный стол. Кстати, его неплохо декорировать зелеными салфетками, посудой такого же цвета и элементами декора (статуэтками, вазами).

А еще можно сделать настоящую зеленую гирлянду, повесив ее под потолком, как это и было принято делать на протяжении многих веков.

Березовые веточки, сорванные на Троицу, принято хранить целый год, а после их можно заменить новыми. Кстати говоря, этот букет не стоит выбрасывать, как обычный мусор. Нужно просто аккуратно собрать их и унести на природу или отправить по течению реки – т.е. положить туда, где никто бы не стал топтаться или проезжать по ним.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Традиция украшения жилища березовыми ветвями на Троицу тесно пересекается с главным символом Вербного воскресенья – ветвью ивы с набухшими почками.

По сути, верба олицетворяет наступившую весну, а береза – лето. Одновременно ли сложились эти традиции или нет, но даже если это и простое совпадение, оно как минимум весьма примечательно.

Березовые ветки на Троицу: народные традиции

Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.

Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.

Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.

Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.

Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов, пишет портал сайт. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.

Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г. “Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.