Использование пирамиды маслоу для самоактуализации. Теория самоактуализации

Вариант № 2.

1. Соотношение понятий методология, методика и метод

2. Теория самоактуализации А. Маслоу..

3. Внимание как психическое состояние. Методические рекомендации. Раскрыть сущность понятия и дать его характеристику (виды внимания, свойства, прикладной аспект-применение знаний об особенностях внимания в обучении и обыденной жизни); физиологические основы внимания.

    Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В тоже время многие выдающиеся достижения в науке – следствия переноса и использования методов, хорошо зарекомендовавших себя в других областях исследования. Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук.

Учение о методах – методология. Методология - это вся совокупность приемов и средств теоретического познания. Она определяет пути и методы поиска истины, и одновременно ограждает ученого и науку в целом от эклектики, ограничивает сферу действия отдельных парадигм и методов их использования. Без выбора методологии практически безрезультативен научный поиск, а иногда он вообще невозможен.
Иное дело, что существуют методологии разного объема и разного уровня исследований. Обычно выделяют общую и частную методологии:

    Общая методология - это некая совокупность необходимых и достаточных научных принципов рассмотрения общественного явления, например, психологического вообще.

    Частная методология (ее еще иногда называют специальной)- определяет специфику применения общих принципов исследования для конкретной сферы психологии, например, социальной.

Методологические приемы – это конкретные методики исследования.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает использование различных методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В научном познании применяют методы общие и специфические, эмпирические и теоретические, качественные и количественные и т.д.

Классификация методов психологии по Б.Г.Ананьеву.

Она объединяет четыре большие группы методов:

    Организационные.

    Эмпирические.

    Приемы обработки экспериментальных данных.

    Интерпретационные.

В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Эмпирический блок служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов:

    обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения);

    экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический);

    психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа);

    праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ);

    моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.);

    биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.).

Приемы обработки экспериментальных данных были разделены Б.Г.Ананьевым на: количественные и качественные. К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, но и являющихся исключением или нарушением общих правил.

Интерпретационные методы - синтетические и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическия классификация). Отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований, свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материала в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу.

Рассмотрев классификацию разных методов можно сделать вывод, что наука пытается найти ответы, как устроена психика человека, но каждый раз результат получается разный. Поэтому и существует мнение, что психология человека необъяснима и загадочна. Сколько бы методов изучения человеческой психики не существовало, до конца изучить ни когда не удастся.

    Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

Маслоу определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»

Маслоу описывал восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации:

    "Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя … Ключом к этому является бескорыстие. " Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

    Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

    Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

    Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.

    Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними.

    Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.

    "Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

    Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Высшая степень восприятия реальности. Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле. Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная спонтанность. Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.

Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению. Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре. Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.

7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые прорывы на пик переживания.Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия. К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами.

9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения в межличностных отношениях. Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не вне себя.

11. Более демократичная структура характера. Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов. В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.

12. Высокие творческие способности. В каком-то высшем смысле понятия человек и творец совпадают. Если в наличии этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незначительные, незаметные люди, значит, это общество дурно устроено, оно не дает человеку возможности, простора для самоактуализации.

13. Определенные изменения в системе ценностей. Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Из всего можно сделать вывод, что любой человек – талант и все, что он умеет тоже талант. Нельзя останавливаться на чем то одном, нужно на протяжении всей жизни воспитывать самого себя, раскрывать таланты, искать что то новое в себе. Все что бы мы не делали продвигает нас по «лестнице» жизни вверх.

психология. литер. Ананьев Б.Г.психология человека. Гальперин.П.Я.Введение в психологию. Гамезо.Н.В Домашенко И.А. Атлас по психологии,М.,2000. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение вобшую психологию,М.,1988

А. Маслоу (1908-1970) родился в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он окончил Висконсинский университет и после получения докторской степени вернулся в Нью-Йорк, где занимался с психотерапевтами различных школ - А. Адлером, К. Хорни, Э. Фроммом, М. Бортхаймером и др.

Маслоу долго болел, и в это время он занимался делами семейного бизнеса, а впоследствии стал теоретиком применения психологии в менеджменте. Сам Маслоу не любил ограничений. И когда говорили, что он - создатель гуманистической психологии, он предлагал убрать определение «гуманистическая». Нужно говорить о психологии. «Не думайте, что я - антибихеви-орист. Я антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации. А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».

Маслоу писал: «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые и есть человечество». Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Получается, что человеком в полном смысле слова можно назвать только того, кто в максимальной степени развил свои способности. А процесс обучения - это и есть процесс очеловечивания. Ведь ребенок - это то, что сможет стать человеком. А станет он человеком или нет - вот в чем вопрос.

У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адаме, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.). В общем, неплохая компания. Других не перечисляю. Они мало известны нашему читателю. Он дал признаки самоактуализирующихся личностей. Их стоит здесь перечислить:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность. Я вывел правило на основании этого признака. Со сложным человеком просто, с простым - сложно. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему так просто не подойти, то для меня это означает, что он психологически примитивно устроен, раз приходится к нему приспосабливаться, а сам он не может приспособиться к другим. Сложный самоактуализировавшийся человек в общении прост, как японская техника. Нужно только нажать на кнопку.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда, когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество мне нужно для признания моих заслуг.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
Качество совершенно необходимое. Иначе не сделаешь ничего принципиально нового, т. е. не самоактуализируешься.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
Архимед, когда он с криком «Эврика!» выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз, безусловно, испытывал опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
А иначе и быть не может. Свойство развивается по механизмам идентификации. Раз у меня получилось, значит, и у другого может получиться.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
Очень важный признак! Изучая его, я выработал правило, которое не раз выручало меня и моих пациентов: лучше пусть будет неправедная цель, чем неправедное средство. Если средство праведное, оно приведет к коррекции неправедной цели.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
Изучая эту проблему, я пришел к выводу, что лучше иронизировать над собой, а не над другими, и даже разработал методику психосмехотерапии.
14. Самоактуализирущееся творчество.
Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендирова-ние любой части культуры.

Маслоу писал: «Нет совершенных людей! И самоактуализирующиеся люди <...> могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми и переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Примером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Но у нас бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. При каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности на себя - моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри себя, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними, а не полагаться на то, что принято в обществе. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питания, вида искусства и пр.

6. Постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что мы хотим делать. Большой талант - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. Самоактуализация - это процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.
7. Переходные моменты в самоактуализации - «пик переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструктивно способны использовать нашу энергию. «Пик переживания» напоминают инсаит - завершение гештальта. Этот термин больше используется в психоаналитических школах.

Жизнь довольно часто скучна. «Пик переживания» - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. По Маслоу, высшие пики характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени».

Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.

8. Дальнейший шаг в самоактуализации - это обнаружение «защит» и разрушение их. Здесь термин «защита» имеет то же содержание, что и в психоаналитических школах (рационализация, проекция, идентификация, вытеснение и пр.)

Мой молодой друг, прочтите несколько раз эти положения. Вы сейчас на этапе выбора пути. Я вас агитирую за психологию. Выслушайте меня, но поступите по-своему. Ведь счастье возможно только на пути к самоактуализации. А дальнейшее тоже очень важно.

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности:
1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п.
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п.
3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей.
4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни.
5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.
4. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй», - говорит человек, все усилия которого не позволяют добыть ему даже пропитание.
5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого. Тогда выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и неплохая должность не приносят счастья. Вот тогда и развивается невроз. Кто-то сказал: «Если ангела не выпустить на волю, он становится дьяволом». Я знаю одного врача, которому следовало бы быть поэтом. Это неплохой врач, но поэтический дар рвется наружу, и он очень часто пишет стихи на злобу дня и всем, кто его попросит. Поэтом он не стал, но этот дар отвлекает его от медицинских занятий, что сдерживает его квалификационный рост и не позволяет ему занять более высокую должность.

«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо. Хуже, когда они жалуются на то, что не могут прокормить семью.

Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.

Мой молодой друг! У вас сейчас проблема очень высокого уровня! Вы сейчас думаете, куда пойти учиться, т. е. как вам самоактуализироваться. Примите решение сами. Не бойтесь ошибиться. Если вдруг такое случится, исправьте ошибку. Кто-то из великих сказал: «Ошибка - тогда ошибка, когда не исправлена». Примером этому может быть жизнь К. Роджерса.

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма , вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.
А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам" (см. Хрестомат. 4.1 ).
Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации . Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму .
Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.
Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план" (Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156). Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.
В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям.
Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.
В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.
Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.
Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.
Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".
Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент , психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины – практика. У каждого много практик, их успешность – это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласится с автором, что «полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность, как что-то абсолютно индиферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний» .

Восемь основных условий самоактуализации:

1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости. Молодые люди часто страдают от недостатка бескорыстия и избытка застенчивости и самомнения.

2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация - это непрерывный процесс, она означает немалократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Имеется собственное «Я», и нужно предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство из нас (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, вышестоящих лиц, традиции и т. д.

4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бываем неправы. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа, - это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

5. Переживание без критики, предпочтение выбора роста выбору страха, честность и принятие на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, это мне не нравится». Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.

6. Самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания - это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их появление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение не лучший способ разрешения своих проблем .

Одно из основных условий самоактуализации - девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу - веди ее грамотно, толково! Не умеешь так - учись, ищи способы, средства, ресурсы - но дело должно быть сделано качественно. То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Другими словами – самоактуализация - это не процесс и не результат - это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоактуализация – это стремление личности реализовать свой потенциал в той сфере, в которой она видит свое призвание. Побуждение, стремление, намерения, интересы, цели и задачи, которые человек ставит перед собой, связаны с понятием мотивации потребностей.

О значительном интересе ученых к проблеме мотивации свидетельствует тот огромный массив наработок и различных, часто противоположных концепций, которые известны на сегодняшний день.

Наиболее весомый вклад в познание человека как уникального, целостного объекта исследования внесла гуманистическая психология (Дж. Дьюи, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Френе), которая изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Сторонники гуманистического похода в психологии понимают самоактуализацию как многомерную личностную категорию, которая состоит из разных личностно - профессиональных ориентаций и представляет собой основной мотив и цель жизни.

Основными характерными особенностями самоактуализирующейся личности являются: полное принятие реальности; принятие других и себя; профессиональная увлеченность; постоянная новизна, свежесть оценок; саморазвитие, проявление способностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; готовность к решению новых проблем, к осознанию своего опыта и подлинному пониманию своих возможностей.

Условия самоактуализации – это сознательное определение и выработка личностью своих ориентиров и своей основной жизненной цели; знание основных путей и методов достижения своей стратегической цели и наконец, осмысление своего назначения.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская – М., 1991. – 299 с.

2. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский - М.: 1989. - 248 с.

3. Барлас, Т. В. Психологический практикум для «чайников». Введение в профессиональную психологию / Т. Барлас. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 176 с.

4. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров - М. - 2001. – 135с.

5. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Киев: Наукова думка, 1989.

6. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 – С. 133.

7. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 160 с.

8. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. – С.147.

9. Головаха, Е.И., Кроник, АА. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, АА. Кроник - Киев: Наукова думка, 1984. – 145 с.

10.Деркач, А.А., Кузьмина, Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина - М., 2001. – 134с.

11. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец – М.: 1965. -256с.

12. Калина, Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Н.Ф. Калина – М.: Журнал практического психолога, 2003, №1. - С.65-75.

13. Калина, Н.Ф., Лазукин А.В. Вопросник САМОАЛ. Адаптация "Самоактуализационного теста" // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 22.

14. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. -1984. -Т.5, №4. -С.13.

15. Лисовская, Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. // Научно-техническая революция и социальная психология / Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76.

16. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. - Психол. журн., т.2, №5, 1981, с.3-22.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПб.: Евразия, 1999 – 345с.

18.Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / А. Маслоу - М., 1982. – 123с.

19. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. -М.: Владос, 1999. -Кн.1. Общие основы психологии. -688с.

20. Олпорт, Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998.

21. Пилипко, Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психологии. - 1995. № 1. С. 97–110.

22. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков - М., 2002. – 213с.

24. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М., 2002. – 277с.

25. Психология и педагогика / под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина - М.,2002

26. Райгородский, Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Д.Я. Райгородский, - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1999. – 342с.

27.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 1946., с.535.

28. Столяренко, Л. Основы психологи. / Л. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -736с.

29. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: 2000. – 146с.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М.Вертгеймер.

Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.

А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам".Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план". Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.

В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются:

  • 1) стремление быть всем, чем человек может быть,
  • 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности. Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".

Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.[ 3,ст.254].

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.


В 1954 году в работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему. Это интересная теория, которая показывает, что удовлетворив один уровень потребностей, человек мотивирован реализоваться на следующем. Несмотря на то, что пирамиду Маслоу часто критикуют как неработающую и абсурдную модель, мы в этой статье постараемся доказать, что для некоторых людей она может иметь большое значение.

О пирамиде Маслоу

Пирамида потребностей - название иерархической модели потребностей человека, представляющее собой упрощенное изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Она отражает одну из самых известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Вкратце пробежимся по семи уровням пирамиды.

  1. Физиологические потребности (низший уровень): жажда, голод, половые потребности, сон.
  2. Потребность в безопасности: стабильность, комфорт, защищенность, уверенность.
  3. Социальные потребности: общение, любовь, поддержка, совместная деятельность.
  4. Потребность в уважении и признании: признание, самоуважение, успех, одобрение.
  5. Познавательные (творческие) потребности: творчество, созидание, познание, открытие.
  6. Эстетические потребности: порядок, гармония, красота.
  7. Потребность в самоактуализации (высший уровень): личностный рост, реализация своих целей и способностей, .

Критика пирамиды

Исходя из теории Маслоу, идеально счастливое общество - это общество сытых людей, которые не имеют повода для страха и тревоги. Он утверждал, что в этом случае у человека появляются более высокие потребности. Так ли это на самом деле?

Психолог Эд Динер исследовал жилищные условия, финансы, безопасность, питание, уровень социальной поддержки и эмоции людей из 155 стран в течение пяти лет. Ученый выявил как некоторые закономерности, так и отклонения. Есть люди, которые двигались вверх так, словно для них пирамида Маслоу была внутренней конституцией. Однако он обнаружил то, что мы и так в глубине души знали - человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены.

Да и наши жизненные наблюдения показывают, что основная масса людей, удовлетворив первые два уровня, начинает просто топтаться на месте. Подобные люди считают себя счастливыми, однако такое счастье является местечковым и бутафорным. Общество, в котором большинство людей находятся на второй ступеньке и не стремится выше, можно назвать бессознательным.

А теперь поговорим о пирамиде Маслоу более подробно и сделаем несколько важных выводов из этой теории.

Самоактуализация в пирамиде Маслоу

Самоактуализация - это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В педагогике и психологии гуманистического направления утверждается, что лишь при помощи самоактуализации человек может реализовать себя, добиться успеха и обрести смысл своего существования. Уже звучит достаточно похоже на теорию Маслоу, неправда ли?

Проанализируйте свою жизнь по пирамиде Маслоу. Возможно, у вас большие проблемы с уверенностью в себе, конфликты в семье или вы не достигли успеха к намеченному вами моменту времени. В итоге вы смотрите на пирамиду и она уже скорее напоминает вам гигантский кусок сыра с дырками внутри. В этот момент вы четко осознаете, что не до конца реализовались в жизни, не достигли самоактуализации, а также недостаточно думали о своей жизни, используя данный способ.

Некоторые люди очень быстро достигают вершины пирамиды. Но как правило это йоги, монахи или отшельники. Возможно они добились самопознания, в пещерах, однако пожертвовали всем остальным. Например, социальными потребностями. Тяжело сказать, счастливы ли эти люди. Поэтому более-менее правильным будет постепенное восхождение к вершине пирамиды.

Одна из главных проблем современного общества в том, что многие люди не могут найти себе применения, не раскрывают свои таланты и способности. А если так, ни о какой реализации в жизни речи быть не может. Они вынуждены выбирать ту работу, которая совершенно не требует каких-то особых способностей и при этом занимает практически все их время. То время, которое им нужно как раз для того, чтобы развивать свои способности. Эти люди оказываются в порочном круге. Пропадает желание развиваться и мотивировать себя на реализацию в жизни. Они подменяют высшие ценности обычным комфортом. И даже если у них остается время после работы, они заполняют его совершенно ненужными вещами. Их вклад в общество является минимальным и подсознательно они это понимают. Это ведет к приобретенной беспомощности и синдрому жертвы. Печально, нет ни одного эффективного лекарства, которое поможет выдернуть такого человека из порочного круга. То есть конечно способы есть (медитация, ), но попробуйте заставить человека применять их и вы натолкнетесь на полнейшее непонимание.

Если вы читаете эту статью, значит по крайней мере хотите от жизни немного большего, чем удовлетворения физических потребностей. Давайте подумаем об успехе? Что вам сразу пришло в голову? Многие люди неправильно понимают значение этого слова, отсюда и растут корни многих проблем. Успех - это не деньги и не комфорт. Даже если вы так считаете, вы не можете быть поистине счастливым. Путешествия в другие страны, поедание самых разнообразных продуктов и наилучшая одежда - это не успех. Это приятные вещи, которые для многих становятся самоцелью.

Так что же такое успех? Это личностный рост. Потому что если представить ситуацию, в которой у человека забрали все - еду, одежду, деньги, дом - что в итоге останется? Останется личность. Конечно и ее можно отнять при помощи разных психологических уловок и приспособлений. Например, вы возможно читали книгу «1984» Джорджа Оруэлла и прекрасно понимаете, о чем идет речь. Но также вероятно вам знакомо имя Виктора Франкла. И это не литературный персонаж, а реальная личность. Это человек, которого нельзя было сломать. Почитайте о нем, если будет возможность. Вот это и есть личностный рост.

Почему многие люди не хотят заниматься личностным ростом? Потому что это скучно и сложно. Кроме того, он подразумевает отказ от мгновенного удовлетворения своих нужд. Он требует воли и , размышлений и длительного периода времени. Умение отказаться от краткосрочных удовольствий ради долгосрочных целей и делает разницу между посредственным и успешным человеком. Успешный человек готов временно пожертвовать комфортом и сосредоточиться на высших целях. Это проявляется даже в финансах: умение не потратить все, что зарабатываешь с тем, чтобы откладывать деньги на что-то более важное. Нет, не покупку автомобиля вместо телефона, а скорее открытия дела, в которое веришь и которое может принести пользу обществу, как бы высокопарно это ни звучало. Такие люди есть и их единицы. Мы считаем их блаженными и одновременно восторгаемся ими. Порой может проскочить мысль о том, что мы тоже на такое способны, однако в следующую секунду отгоняем ее подальше.

Успех - это отсутствие эгоизма. Опять же, желание содержать себя и свою семью это прекрасное стремление, но если не хотеть большего, то подлинного успеха достичь невозможно. Мы социальные личности и как бы вы ни относились к людям, они окружают и влияют на нас. Это хорошо, если вокруг вас друзья, семья и близкие люди, у вас есть крыша над головой и достойный доход. Однако вы живете в обществе и каждый день сталкиваетесь с самыми разными людьми. Возможно не самыми приятными и умными. На самом деле успешный человек усмотрит в этом частичку и своей вины. Бытие формирует сознание. И если вы не попытаетесь изменить общество, оно непременно изменит вас.

Ваша цель как человека разумного - заполнять эти дыры в куске сыра, называемого пирамидой Маслоу, причем неважно в каком именно порядке. Это отличная стратегия для самоактуализации. Для этого ответьте на два вопроса, только выделите себе достаточно времени для размышлений.

  • На каком уровне пирамиды вы застряли? Возможно ваши потребности частично удовлетворены на многих уровнях, отметьте для себя и это.
  • Чего вам не хватает? Например, вам не хватает самоуважения. Здесь возможны два варианта. Первый: вы достигаете своих целей, но все равно недостаточно уважаете себя - тогда это проблема или отчасти надуманная. Второй: вы не достигаете целей и бросаете все дела на половине пути. В этом случае вам нужно развивать дисциплину и .

Желаем вам удачи в самоактуализации!