Медитация - cистема медитации. Техники медитации в практике дзен буддизма для начинающих

Буддийская медитация - это живая традиция с очень долгой и богатой историей. Принципы саматхи и випассаны развились из огромного разнообразия практик медитации, каждая из которых в конце концов может привести к постижению истины и Просветлению.

Пять основных методов

Пять основных методов - это круг традиционных практик, каждая из которых служит противоядием для одного из пяти основных препятствий на пути к Просветлению. Это так называемые «пять ядов»: склонность отвлекаться, ненависть, страсть, гордыня и неведение.

Без сомнения, вы познакомились с ними на собственномопыте. Склонность отвлекаться можно преодолеть, приучая ум к сосредоточению в медитации «осознанное дыхание». Энергию, которую мы вкладываем в ненависть, можно преобразовать в доброту с помощью метта бхаваны (и других практик под общим названием «созерцание Четырех Обителей Брахмы» - Брахма вихара бхавана. С тремя остальными препятствиями лучше всего бороться с помощью медитации випассаны: страсть уступает место состоянию внутреннего покоя и свободы благодаря созерцанию непостоянства, склонность гордыне преображается в ясное понимание природы «я» помощью другого метода випассаны - практики шести первоэлементов, а духовное неведение - в мудрость и сострадание с помощью созерцания всеобщей обусловленности. Все практики буддийской медитации восходят к одному или нескольким из этих пяти принципов. Мы поочередно рассмотрим природу каждой из пяти практик, а затем исследуем еще три примера работы в медитации: визуализацию, медитацию без объекта, в которой мы «просто сидим», и медитацию на ходу.

Саматха

Осознанное дыхание

Осознанное дыхание и метта бхавана - две основные медитации саматхи, с которыми вы познакомились в начале этой книги.

Метта бхавана и четыре брахма вихары

Однако о метта бхаване можно сказать значительно больше. На основе подлинной доброты и дружественности, которые можно развить благодаря метта бхаване, могут вырасти еще три положительные эмоции: сострадание, сорадость и равностность.

Четыре практики медитации, связанные с этими качествами, известны как Четыре Безмерных, или четыре Брахма вихары, что означает «четыре обители Брахмы». Эти четыре Брахма вихары таковы:

а) взращивание любви - метта бхавана

б) взращивание сострадания - каруна бхавана

в) взращивание сорадости - мудита бхавана

г) взращивание равностности - упекха бхавана

Терминологические трудности. Как правило, перевод специальных буддийских терминов редко полностью передает смысл оригинала. Обычно для них не удается найти точные эквиваленты. Особенно трудно поддается переводу слово метта (санскр. maitri). К сожалению, слово «любовь» - самый очевидный вариант перевода - имеет целый ряд дополнительных смысловых оттенков, таких как сексуальное влечение, привязанность или приторная нежность. Слово «любовь» редко означает искреннюю заботу о чьем то благе и счастье. Мы используем это слово в разных контекстах: можно любить человека, одежду, еду, мысли и фантазии. Таким образом мы порой уравниваем свою любовь к другому человеку с любовью к модным тряпкам или вкусному блюду. К тому же, говоря о любви к другому человеку, ее часто путают с сексуальным влечением, невротической привязанностью или страхом одиночества. Так как значение слова метта не включает этих оттенков (его определение см. ниже), пожалуй, лучше всего оставить его без перевода в надежде на то, что оно когда нибудь войдет в наш язык.

Мы избегаем слова «жалость», поскольку в нем есть оттенок снисходительности, поэтому такое понятие как каруна вполне можно передать привычным словом «сострадание», которое кажется довольно удачным. Мудита переводится непривычным словом «сорадость» и требует дополнительных пояснений. Для слова упекха также нет точного соответствия. Единственный близкий эквивалент - равностность, но он может вызвать ассоциацию с холодным, нейтральным отношением, а не с чем то явно положительным.

Далекие и близкие враги

Так как названия Четырех Безмерных не дают особого представления о том, как их практиковать, необходимо рассмотреть их подробно. По мере того как мы будем исследовать эти практики, постарайтесь вызвать в душе каждое из четырех качеств и сравнить их с тем, что вы чувствуете в повседневной жизни. Затем, когда представится возможность, выполните эти практики самостоятельно.

Переживание каждого из четырех качеств можно вызвать, противопоставляя его «врагу», то есть его противоположности. Традиционно считается, что у каждого качества есть «близкий враг» и «далекий враг». Близкий враг - это отрицательное качество, которое мы легко можем принять за истинное. Так, например, сострадание мы склонны путать с жалостью. Далекий враг - это отрицательное качество, противоположность которого Брахма вихаре видна более явно. Например, далекий враг сострадания - жестокость.

Последовательно рассматривая практику каждой из Брахма вихар, мы будем начинать с обзора того или иного качества, затем переходить к деталям практики медитации (кроме метта бхаваны, с которой вы уже знакомы), а в заключение остановимся на особых свойствах Брахма вихары, противопоставляя их «врагам».

Поступил мне недавно такой вопрос:

«…Еше, расскажите, пожалуйста, поподробнее как медитировать правильно в буддизме ? Как вы оцениваете правильную или неправильную медитацию, как буддийский учитель в плане того, что ученик может совершить свои ошибки? Обучаете ли вы медитации своих учеников?..»

Данный вопрос так или иначе похожий вопрос мне задается переодически не только в среде моих учеников, но и среди новичков буддистов, которые только-только подошли к медитации и не умеют толком её делать. Собственно, иногда и буддисты по рождению не знают не то, что про медитацию, но и про сутры и Будд.

Ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?»

Ответ на вопрос : «Как правильно медитировать? » — может вам дать только ваш личный учитель в зависимости от вашего уровня развития и пути, а также воззрений и практики. В целом, сама медитация вещь тайная, как бы это смешно не звучало и люди на Западе пока мало что, (очень мало, только крупицы), знают про медитацию и про то, как следует правильно медитировать.)

Медитация может иметь несколько уровней, например медитация с концентрацией и основой, и без них. Аналитическая медитация и медитация без анализа. Собственно, исходя из этого и складывается путь ученика и духовный рост через практику медитации.

Правильности и неправильности медитации

Правильности и неправильности медитации , о которых следует сразу сказать. Проверьте эти пункты, перед тем как медитировать, обязательно.

Первое — если вы инвалид (по рождению или в результате травмы), без рук и без ног, глаз и тд, забудьте о медитации и духовной буддийской практике вообще. Так как только полноценный человек может практиковать буддизм — сексуально, умственно и физически полноценный человек или личность. Здоровое тело и здоровые чакры необходимы чтобы практиковать буддийский путь — Сутры и Тантры.

Второе — если вы умственно неполноценный человек, то забудьте на время про медитацию. Имеется в виду, что у вас проблемы с логикой и мышлением, вы часто поддаетесь эмоциям и негативу. Медитировать с таким умом не следует ибо ваши проблемы станут серьезнее и вы станее опасны для общества и себя самого.

Третье — если вы бисексуал или гомо, транс или сексуально озабоченный человек, то тоже забудьте пока про медитацию. Только и только гетеросексуальный человек со средним либидо может практиковать медитацию иначе вас ждут очень плохие кармические результаты.

Четвертное — если у вас есть психические расстройства и проблемы с позвоночником, шеей и головой (травмы, психозы и расстройства ЦНС, а также психики) — забудьте про медитацию, или вас ждут еще большие приступы болезней, препятствия и куча новых проблем.

Пятое — если у вас нет учителя (в идеале с опытом и буддийского), то забудьте про медитацию, потому что важна традиция передачи, иначе этот путь приведет вас в никуда. Вам будет очень важным и полезным внимание, забота, мудрость и опыт со стороны учителя, без него в медитации делать нечего, просто не получиться даже понять, что такое медитация? Уже не говорю просто про духовное развитие — его не будет…

Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика

Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика и то, что он может совершить ошибки? Нормально и адекватно. Ведь мы не совершенны. И как езде на велосипеде, медитации тоже нужно время, чтобы научитьсся. Да, ошбки среди учеников рядовой случай, они могут касаться воззрения, позы, времени, состояния и тд во время и до медитации.

Медитация – центральный метод буддийского пути заключающийся в трансформации ума с помощью выполнения специальных умственных и/или психических упражнений. Существует множество разных видов медитаций, которые воздействую на разные аспекты ума.

Конечная цель медитации – трансформировать ум таким образом, чтобы он смог увидеть и познать сам себя (то есть достичь Просветления).

Медитация позволяет изменить привычки и реакции ума, которые, как правило, настолько сильны, что поменять их с помощью одного только изучения теории невозможно. Обычно медитация предваряется обучением и размышлением. Для того чтобы практика была успешной, необходимо сочетать ее с поучениями опытного наставника, иначе мы не будем толком понимать, что и зачем делаем. До того как приступить к практике, важно разобраться, как действует медитация и для чего она нужна.

"Цель медитации – научить нас искусным методам, освобождающим от иллюзий. Если бы мы были способны сегодня устранить неведение, то бесчисленные кармические отпечатки исчезли бы сами собой" Шамар Ринпоче

Виды медитаций

Условно, медитации переданные Буддой , можно разделить на две группы:

  1. «шине » (тибет.:) или «шаматха » (санскр.:) – медитация, направленная на успокоение ума;
  2. «лхатонг » (тибет.:) или «випашьяна » (санскр.:) – медитация, направленная на развитие проникающего видения.

Шине

Благодаря шине мы учимся концентрироваться и пребывать в состоянии сосредоточения без отвлечений. Это основная практика, с которой мы начинаем обучение медитации. Медитация шине присутствует во всех буддийских школах - Тхераваде , Махаяне и Ваджраяне . Она встречается и в других духовных и религиозных течениях, например, индуистских и йогических. Многие знакомы с простой практикой шине, во время которой нужно сосредотачиваться на дыхании: мы наблюдаем за вдохами и выдохами, и учимся не отвлекаться, снова и снова возвращая внимание к объекту медитации. В буддийских практиках мы встречаемся с шине во время основополагающих упражнений (нёндро), где постоянно концентрируемся на различных будда-формах (йидамах) и мантрах.

Шине нужно осваивать постепенно. Поначалу мы стараемся удерживать концентрацию на короткие промежутки времени, поскольку ум не в состоянии заниматься чем-то одним слишком долго. Он будет непрерывно метаться от объекта к объекту, и наша задача – постоянно возвращать его назад. Это непривычно, и этому надо учиться. Тренировка ума напоминает тренировку тела: если слишком переусердствовать, в следующий раз из-за боли в мышцах мы не сможем сделать ни одного упражнения. Так же и с умом: если мы не слишком хорошо осознаем свои текущие возможности и пытаемся «прыгнуть выше головы», то можем переутомиться и вовсе утратить желание медитировать. Очень важно соблюдать этот баланс.

Шине часто сопровождается всевозможными переживаниями, как приятными, так и не очень. Нужно стараться не цепляться за них и не привязываться к ощущениям, особенно к хорошим, не стремиться испытать их во время следующей практики. Основная задача шине – постоянно возвращать нас к текущему моменту, к тому, что есть здесь и сейчас.

Лхагтонг

Лхатонг, или випашьяна, - особый метод, который не встречается в других традициях. Благодаря этой практике мы можем выйти за пределы концепций и своих представлений о реальности, за границы обусловленного состояния. Именно лхатонг приводит нас к Освобождению, а затем и к Просветлению.

Существует два вида этой практики: аналитическая, основанная на размышлении и логических выводах, и не аналитическая.

Во время аналитической медитации мы размышляем над основополагающими постулатами буддизма, такими как отсутствие «я» или непостоянство всего существующего. Это не просто поверхностное «думанье» - мы должны искать по-настоящему. Убедившись в правдивости этих утверждений с помощью логических умозаключений, мы некоторое время медитируем, оставаясь в этом осознавании. Постепенно на интеллектуальном уровне мы начинаем действительно глубоко понимать их значение. Несмотря на то, что это понимание остается на уровне концепций, со временем оно превращается в практический опыт. Это один из методов познания истинной реальности, переданный самим Буддой, он широко используется в Махаяне.

Не аналитический лхатонг – это пребывание в своей истинной сути, в природе ума, свободное от цепляния и отталкивания. Здесь не используются какие-либо вспомогательные объекты, и ум покоится сам в себе. Это приводит к переживанию истинной природы ума и всего существующего.

В медитациях лхатонг используется в фазе растворения, когда, успокоив ум медитацией на будда-формы, мы растворяем все, что представляли, а затем некоторое время остаемся в чистом осознавании.

До того как практиковать проникающее видение и созерцать свою истинную природу, необходимо успокоить ум, иначе он не сможет увидеть сам себя. Вот почему сначала мы тренируемся в медитациях шине.

Медитация – это не просто какое-то упражнение или ритуал, который буддисты обязаны выполнять. Эта практика позволяет очистить и понять наш собственный ум. В этом состоит ее суть, а все остальное – лишь вспомогательные средства.

Как начать практиковать

Можно начать практиковать по инструкциям отсюда или из книг. Однако, рекомендуется найти буддийский центр подходящей вам традиции и получить объяснения и начало практики там. Также вопросы про медитации вы можете , где вам ответят опытные практики.

Примеры медитаций шине

Медитация «Радужный свет»

Мы садимся максимально удобно, без напряжения держа спину прямо. Правая ладонь покоится на левой, большие пальцы соприкасаются. Если мы сидим не на стуле, то пра-вая нога лежит впереди левой или поверх нее. Подбородок слегка подтянут.

Сначала мы успокаиваем ум. Мы чувствуем бесформенный поток воздуха, входящий и выходящий у кончика носа, и позволяем мыслям и шумам просто появляться и исчезать. Мы не оцениваем их. Теперь выражаем желание медитировать, чтобы получить опыт богатства ума и научиться отстраняться от своих мешающих эмоций. Только тогда мы будем способны приносить настоящую пользу другим.

В центре нашей груди, на уровне сердца, появляется ма-ленький радужный свет. Он постепенно распространяется в теле, наполняя его и растворяя на своем пути все страда-ния, трудности и препятствия. Если мы можем сохранять это осознавание, то наше тело начинает светиться, как лам-па: свет льется во всех направлениях, заполняя простран-ство. Он растворяет страдания существ повсеместно, и мир теперь сияет радостью и смыслом. Все находятся в Чистой стране, полной безграничных возможностей. Все освобождено само по себе.

Мы излучаем этот свет до тех пор, пока это для нас естественно.

Когда мы заканчиваем медитацию, свет возвращается и растворяет внешний мир в пространстве. Свет вливается в наше тело, которое тоже растворяется, и остается только осознавание – без форм, центра или края.

Теперь, словно рыба выпрыгивает из воды, снова появляется мир. Все наполнено смыслом. Все существа совершен-ны по своей сути, и наше тело и речь – это инструменты, позволяющие приносить пользу другим.В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, стало безграничным и достигло всех существ. Пусть оно устранит их страдание и подарит единственное постоянное счастье – познание природы ума.

Когда мы заканчиваем медитацию, свет возвращается и растворяет внешний мир в пространстве. Свет вливается в наше тело, которое тоже растворяется, и остается только осознавание – без форм, центра или края.Пауза Теперь, словно рыба выпрыгивает из воды, снова появляется мир. Все наполнено смыслом. Все существа совершен-ны по своей сути, и наше тело и речь – это инструменты, позволяющие приносить пользу другим.

В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, стало безграничным и достигло всех существ. Пусть оно устранит их страдание и подарит единственное постоянное счастье – познание природы ума.

Медитация на дыхание

Мы сидим прямо, но не напрягаясь. Затем сосредотачиваем внимание на своем теле и стараемся быть всецело расслабленными. Расслаблены спина, живот, плечи, руки, шея и голова. Лицо тоже расслаблено. Глаза полуприкрыты, губы слегка соприкасаются.

Мы переносим внимание на поток воздуха, входящий и вы-ходящий у кончика носа, и делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Теперь внимание направлено на дыхание: либо в области носа, либо в животе. При этом можно считать вдохи – от одного до двадцати одного и затем еще раз сначала, – или же думать каждый раз: «Вдох – выдох». Дыхание абсолютно естественное – просто такое, как есть. Если мы дышим часто – значит, часто, если замедленно – и тог-да все в порядке. Мы наблюдаем за дыханием и ведем счет.

Если ум отвлекается, уходит в сторону, мы просто заме-чаем это и возвращаемся к дыханию. Если хотим, можно также произносить про себя: «Мысль» – или: «Отвлекся (отвлеклась)».

(Наблюдаем за дыханием.)

«Когда я через три года вернулся, мои друзья спрашивали, чего я достиг там, на своей горе. Я не мог сказать, что достиг чего-то особенного. Я не научился летать и творить чудеса. Но я стал немного мудрее». Геше Джампа Тинлей

М едитация - это состояние, в котором миры, Внешний и Внутренний, соединяются в Пустоту. И это состояние, эта практика выходит за пределы всех религиозных догм. И одновременно с этим представляет суть всех религий.

Это практика, которая позволяет тем, кто ей занимается, войти в прямой контакт со своей истинной сущностью. Возможно, получить ответ на вопрос: Кто ты есть? Если такой вопрос имеется.

Две основные практики буддийской медитации называются на санскрите Шаматха и Випашьяна . По-тибетски: Шинэ и Лхатонг.

Перевод с тибетского:

Ши - замедление, отдых, расслабление;
Нэ - удержание, соблюдение;
Шинэ - тип медитации, ставящий целью достижение ментального покоя;
Лхаг - ясный, высший;
Тонг - узреть;
Лхатонг - «медитация прозрения».

Тело и Ум

    Существует связь между позой тела и позицией ума. Правильная поза в медитации служит для того, чтобы направить наш ум в требуемое русло. Если посмотреть тханки и статуи Будды и других божеств - когда тело изображено сидя, ноги всегда скрещены в падмасане. Это в некоторой степени является визуальным руководством. Любая сохранившаяся буддийская живопись - это «зашифрованная» техника для практики. В данном случае - практики медитации.

    Согьял Ринпоче в «Тибетской книге жизни и смерти» пишет:

    Спина должна быть прямой, как «стрела», тогда «внутренняя энергия», или прана, легко будет течь по тонким каналам тела, и ваш ум найдёт своё истинное состояние покоя.

    Геше Джампа Тинлей говорит:

    Центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры - энергии, которые будут искажать процесс медитации.

    Если мы занимаемся йогой недавно и тело не готово к продолжительному нахождению в медитативной позе, возникает естественное препятствие в виде дискомфортных ощущений, и все мысли заняты только своими конечностями. Лучше на некоторое время найти такое положение с прямой спиной, которое позволит не отвлекаться на страдания в ногах, позволить себе поменять положение ног, сесть удобнее, постараться не обращать на тело внимание.

    Что касается восприятия любых других проявлений окружающей действительности: если мы слышим звуки, шумы, не оценивать эти явления, не думать, что они нам мешают, нам мешают не они, а наша на них реакция. Можно попробовать отпустить какие бы то ни было эмоциональные оценки - «нравится/не нравится», «мешает медитации». Мы наблюдаем своё присутствие в настоящем моменте, наблюдаем то, на чём мы концентрируемся. Наблюдаем за своими мыслями, как бы со стороны, не увлекаясь.

    Если в какой-то момент, занимаясь медитацией, мы получаем определённое переживание, это, конечно, будет для нас радостью, открытием, чем-то удивительным - так вот, здесь важно не привязываться к этому переживанию. Иначе нам, как с любым позитивным опытом, захочется повторить это. Когда мы будем приступать к медитации в следующий раз, бессознательно мы будем ждать момент, который наступил в прошлый раз, а это уже лишнее напряжение. Чтобы в медитации что-то «случилось», проявилось, нужно отпустить любые ожидания.

Шаматха

Это медитация с опорой на объект. Для реализации шаматхи лучшей целью (объектом) является тело Татхагаты.

Геше Джампа Тинлей в тексте «Шаматха. Основы тибетской медитации» говорит:

«Существует много объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с точки зрения сутры, предлагают обычно выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры иногда рекомендуют концентрироваться на букве А или на Ясном Свете.

Объект медитации, образ Будды, должен быть небольшим, размером с большой палец. Золотого цвета. И вы должны чувствовать, как из него исходят лучи. При этом вы не должны визуализировать его как статуэтку. Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, рекомендуется визуализировать Будду не слишком высоко и не слишком низко, - на уровне лба.

Почему образ Будды визуализируется таким маленьким? Это тоже имеет причину. В визуализации нет случайных деталей. Маленьким мы визуализируем его для того, чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали большой образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак - это объект медитации для развития шаматхи.

Чтобы сделать процесс медитации легче, очень хорошо на первое время иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку время от времени, а потом пытаетесь ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.

Наверное, никому не составит труда представить себе образ друга, которого вы хорошо знаете и помните. Ваш ум с ним хорошо знаком. Также и здесь: чем больше ваш ум будет привыкать к образу статуэтки, тем легче будет визуализировать её. Поэтому рекомендуется вначале использовать статуэтку».

Руководство к технике визуализации можно также найти у Ело Ринпоче в «Комментарии к практике осуществления безмятежности»:

«Когда вы визуализируете, опираясь сначала на изображение или статую, в вашем уме этот образ не должен проявляться как нарисованный или как статуя. Он должен проявляться в образе живого Будды, который не является нарисованным, не является изображением, не является сделанным из золота, серебра или глины. Это настоящее тело Будды, радужное тело, от которого идут лучи, и это тело не из обычной плоти. Это действительно тело Будды».

Удерживание образа тела Будды, Татхагаты - способ проявить определённую связь с этим «явлением». Чем больше мы практикуем, тем яснее и стабильнее удерживается образ. В буддизме есть точка зрения: у человека, установившего связь с определённым божеством, есть возможность в момент смерти - направить свои мысли к этому божеству и таким образом «проявиться» в измерении последнего.

Это можно по-разному воспринимать. Если допустить что сущность человека - тончайшее сознание, настолько тонкое, что в материальной реальности даже нет аналогов, продолжает своё существование после смерти физического тела, то оно («сознание», если это так назвать) попадает в состояние Бардо.

Это то промежуточное состояние, после которого сознание имеет возможность «проявиться» снова, например, в Мире Людей - в момент соединения мужского и женского частей - направиться в ту точку, из которой начинает формироваться будущее человеческое существо.

То, куда сознание перерождается, определяется так называемым «кармическим ветром». Здесь можно говорить о карме, о том благостно ли мы жили и т. д., но по сути - направление, куда ты отправляешься, зависит от «тяжести» тела.

Тела в данном случае не физического - грубой материи - а тела, можно сказать духовного, то есть той самой тончайшей частички. Чем более грубые эмоции, мысли посещают человека, тем тяжелее его вибрация. Чем «сознание» легче, тоньше, тем в более тонкий мир оно способно попасть.

Иногда люди говорят, что чувствуют связь с определённым проявлением, например, когда человек читает или видит образ Падмасамбхавы, Миларепы или Тары, он может ощущать радость, подъём, то, о чём говорят «родное». Тогда можно, концентрируясь на этом образе, перемещать своё сознание от проявленной, материальной реальности вокруг в более тонкую.

То есть божество, образ является Проводником.

Возникает вопрос: проводником к чему? К Абсолюту? Что есть Абсолют? Что есть Пустота?

В разных учениях, религиях, философиях об одном и том же говорят разными словами. Первоматерия, первоприрода, из которой состоит всё сущее. В Дзогчен это называют Ригпа, в буддизме - Шуньята. Термины могут быть разные, любые слова - форма, словесная в данном случае.

Есть нечто, что человеку сложно описать - это можно только Пережить.

Люди, пробуя присвоить символ, словесную форму необъятному, дают имя этим состояниям. Но их невозможно понять с помощью Ума, чтения или объяснения, это именно тот опыт, переживание которого с человеком может «случиться» как бы само.

Переживание пустоты или как угодно по-другому названное состояние - это нечто, которое, если ни испытал, объяснить не сможешь. Интеллектуально не постичь - у нашего Ума нет аналогов. Все сравнения недостаточны. Любые сравнения ограничены.

А это то, в чём нет ограничений как таковых.

Здесь нет ответов, потому что уже нет вопросов.

Буддийская медитация - это обобщающее условное название, которым европейские учёные обозначают основные духовные практики, нацеленные на достижение главных целей буддийской культуры: освобождение от сансары , достижение нирваны , обретение состояния архата и Будды , Любви, Сострадания, невозмутимости и других подобных состояний. Термин «медитация» недостаточно точен, поскольку носит обобщающий характер: его используют при переводе десятков доктринальных понятий со множества языков, и им обозначают целый ряд духовных практик, относящихся к нескольким стадиям работы с сознанием и достигнутым уровням сложности (дхьяна , самадхи , випассана , шаматха , самапатти и т. д.) .

Базовые техники медитации, описанные в дошедших до нас древних , получили дальнейшее развитие и были многократно модифицированы в течение веков при передаче от учителей к ученикам.

Буддистская медитация включает в себя множество медитационных техник, нацеленных на развитие внимательности , , умиротворения и прозрения . Буддисты используют медитацию как один из способов достижения просветления и нирваны .

В буддийской психотехнике выделяются два уровня, которые соответствуют общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». Первый уровень включает в себя способы выработки и интенсификации определённых физических и психических способностей, ко второму уровню относятся методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме того, кто практикует физическую йогу . Множество методов буддийской медитации подчинено общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности. При этом ни один метод не носит универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется с учётом типа личности конкретного индивида и преобладающих в его характере аффектов .

Отличительные черты буддийской медитации [ | ]

Основную проблему определения специфики буддийской медитации буддологи видят в том, что буддийская форма медитативной практики, с одной стороны, возникла на основе брахманско -шраманской йоги, а с другой стороны, она занимает центральное место в буддийской сотериологии. Именно буддийская медитация считается в религиоведении тем новым элементом, который Будда Шакьямуни внёс в религиозную жизнь Индии.

В некоторых буддийских источниках [каких? ] утверждается, что архат (буддийский святой) может совершать любые преступления и при этом не оскверняться (то есть не накапливать неблагую карму). Европейские исследователи увидели в таких утверждениях сходство с «белокурой бестией», или сверхчеловеком Ницше , находящимся «по ту сторону добра и зла». Иная точка зрения состоит в том, что подобное понимание носит поверхностный характер, так как архат находится «по ту сторону добра и зла» не из-за собственной аморальности, а, наоборот, потому, что он достиг высшего морального совершенства, при котором все его мысли, слова и поступки становятся благими автоматически, без каких-либо усилий с его стороны. Чрезвычайно важная черта буддийского учения состоит в том, что хотя моральное поведение и не является самоцелью для его последователей, оно всё же представляет собой неотъемлемую и присутствующую на всех этапах религиозного пути составную часть программы спасения .

Буддийский путь спасения представляет собой совокупность моральных норм, психотехники и определённых теоретических представлений. В соответствии с палийской традицией, они обозначаются следующими понятиями: «культура поведения», «культура психики», «культура мудрости». Каждая из данных категорий специфицируется во множестве матрик (терминологических списков, снабжённых числовой индексацией). В европейской буддологической литературе «культура поведения» обычно называется этикой, а «культура психики» и «культура мудрости» часто объединяются в понятии «буддийская медитация». Согласно буддийскому учению, успех медитации возможен только при соблюдении нравственной чистоты медитирующего, поэтому «культура поведения» служит подготовительным этапом медитации. Этому этапу соответствуют следующие звенья восьмеричного пути: правильное действие, правильная речь и правильный образ жизни.

Буддийская добродетель включает в себя четыре уровня этических наставлений:

  1. Правила поведения для обычных мирян, совпадающие с нормами морального кодекса древнеиндийского общества. Главные из них – пять заповедей (панча шила): «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не опьяняй себя».
  2. Правила внешнего поведения для членов буддийской общины.
  3. Общие методы самотренинга, направленные на достижение членами общины различных уровней спасения.
  4. Методы самотренинга по программе достижения высшей цели буддийской сотериологии – состояния архата. Четвёртый уровень представляет собой совокупность предыдущих трёх уровней плюс реализацию главных буддийских доктрин: четырёх благородных истин, восьмеричного пути и устранение аффектов.

Первые три уровня имеют много общего с методами тренировки брахманских и шраманских общин. Четвёртый же является полностью буддийским нововведением.

Уникальная буддийская точка зрения на духовный путь состоит в том, что любой человек может достичь Просветления собственными усилиями без опоры на слепую веру .

В буддологической литературе понятие «буддийская медитация» употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле данный термин служит синонимом всей совокупности разнообразных методик физического и духовного самосовершенствования, в узком смысле – как обозначение всех методов созерцания (bhavana).

Буддийская медитация в узком смысле (бхавана) включает в себя практику «самообладания» (смрити), практику концентрации (самадхи) и практику мудрости (праджня), иначе называемую випассана . Именно випассана представляет собой главную составляющую буддийской медитации. Випассана – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей. Согласно раннему буддизму, истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия). В буддийской медитации шаматха и випассана дополняют друг друга, но если шаматха нацелена на очищение сознания от всех его прежних объектов, то випассана обеспечивает перекодировку реальности в терминах буддийского учения, то есть вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы).

Для планомерной перестройки психики в раннем буддизме были созданы различные классификации дхарм. Первоначально они представляли собой руководства по медитации и лишь впоследствии, в период развития различных буддийских школ, стали предметом теоретического рассмотрения. По словам Э. Конзе , «теория дхарм – это, по существу, техника медитации» .

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Аюшеева Д. В. Буддийская созерцательная традиция и современная наука // Вестник БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН , 2016. - № 4 (24) . - С. 55-60 . - ISSN 2222-9175 . Архивировано 10 апреля 2017 года.
  • Лысенко В. Г. Медитация в буддизме // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. - М. : Вост. лит.,ИФ РАН , 2011. - С. 463-469. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9 .
  • Bodhi, Bhikkhu (1999). The Noble Eightfold Path: The Way to the End of Suffering . Available on-line at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/waytoend.html .
  • Bodhi, Bhikkhu (trans.) (2000). The Connected Discourses of the Buddha: A Translation of the Samyutta Nikaya ISBN 0-86171-331-1 .
  • Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2005). In the Buddha"s Words: An Anthology of Discourses from the Pāli Canon . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-491-1 .
  • Brach, Tara (ed.) (2003) Radical Acceptance: Embracing Your Life With the Heart of a Buddha . New York, Bantam Publications. ISBN 0-553-38099-0
  • Brahm, Ajahn (2006). Mindfulness, Bliss, and Beyond: A Meditator"s Handbook . Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-275-7 .
  • Buddhaghosa, Bhadantacariya & Bhikkhu Nanamoli (trans.) (1999), The Path of Purification: Visuddhimagga . Seattle: Buddhist Publication Society Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
  • Epstein, Mark (1995). Thoughts Without a Thinker: Psychotherapy from a Buddhist Perspective . BasicBooks. ISBN 0-465-03931-6 (cloth). ISBN 0-465-08585-7 (paper).
  • Fischer-Schreiber, Ingrid, Franz-Karl Ehrhard, Michael S. Diener & Michael H. Kohn (trans.) (1991). The Shambhala Dictionary of Buddhism and Zen . Boston: Shambhala. ISBN 0-87773-520-4 (French ed.: Monique Thiollet (trans.) (1989). Dictionnaire de la Sagesse Orientale . Paris: Robert Laffont. ISBN 2-221-05611-6 .)
  • Gethin, Rupert (1998). The Foundations of Buddhism . Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-289223-1 .
  • Goldstein, Joseph (2003). One Dharma: The Emerging Western Buddhism . NY: HarperCollins Publishers. ISBN 0-06-251701-5 .
  • Hart, William (1987). The Art of Living: Vipassana Meditation: As Taught by S.N. Goenka . HarperOne. ISBN 0-06-063724-2
  • Gunaratana, Henepola (1988). The Jhanas in Theravada Buddhist Meditation (Wheel No. 351/353). Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society. ISBN 955-24-0035-X . Retrieved 2008-07-21 from "Access to Insight" at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/gunaratana/wheel351.html .
  • Kabat-Zinn, Jon (2001). Full Catastrophe Living . NY: Dell Publishing. ISBN 0-385-30312-2 .
  • Kamalashila (1996, 2003). Meditation: The Buddhist Art of Tranquility and Insight . Birmingham: Windhorse Publications. ISBN 1-899579-05-2 . Available on-line at https://web.archive.org/web/20061101181404/http://kamalashila.co.uk/Meditation_Web/index.htm .
  • Kapleau, Phillip (1989). The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment . NY: Anchor Books. ISBN 0-385-26093-8 .
  • Linehan, Marsha (1993). Cognitive-Behavioral Treatment of Borderline Personality Disorder . NY: Guilford Press. ISBN 0-89862-183-6 .
  • Mipham, Sakyong (2003). Turning the Mind into an Ally . NY: Riverhead Books. ISBN 1-57322-206-2 .
  • Nyanaponika Thera (1996). The Heart of Buddhist Meditation . York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc.