Святые Петр и Феврония. Справка

В православном календаре можно найти один очень удивительный день - праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника - ромашки.

Петр и Феврония Муромские. История святости

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Поэтичная повесть

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

О любви и верности

Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного - отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено - то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

Святые Петр и Феврония предположительно жили в конце XII – начале XIII века, повсеместное почитание как покровителей семьи и брака получили в XVI веке в связи с выходом в свет «Повести о Петре и Февронии», написанной Ермолаем-Еразмом после канонизации святых. Повесть эта отличалась удивительной умиротворенностью, простотой и беззлобием и очень быстро стала популярна. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. В митрополичьей грамоте указывалось: «Пети и праздновати в Муроме и повсюду, Июня в 25 день, новым чудотворцем благоверному князю Петру и княгине Февронии Муромским». С этого времени новые Муромские чудотворцы стали изображаться на иконах. В 1560-е годы их образы были включены в роспись Архангельского собора Московского Кремля.

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев

В городе Муром правил благоверный и благочестивый князь Павел. При нем жил его младший брат – Петр. И вот случилось так, что дьявол вселился в летающего змея и стал посещать жену Павла. Всем он виделся в облике самого князя, и только княгиня видела в нем змея. Верная жена ничего не утаила от мужа, и он посоветовал ей выспросить у змея, от чего тому суждена смерть. Княгиня так и сделала, польстила змею и узнала, что смерть его будет «от Петрова плеча и Агрикова меча». Разгадывая, что же означают эти слова, Павел рассказал о речах змея младшему брату Петру. Петр, выслушав брата, не сомневался в том, что змей погибнет от его руки. Он очень любил брата и разделял апостольские слова: «Любящий брата своего и Бога любит». Он задумался, как же ему добыть Агриков меч (меч-кладенец – волшебное оружие богатырей из русского фольклора, придававшее владельцу непобедимость).

Благоверный Петр для уединенной молитвы часто посещал различные церкви. И вот в одной из них к нему подошел отрок с предложением показать Агриков меч. Меч лежал в алтарной стене между плитами. Помня о предначертанном ему подвиге, Петр забрал меч и с того дня стал ждать подходящего случая, чтобы убить змея. Однажды он зашел в палаты брата для поклонения, а сразу после этого в палаты княгини и вдруг увидел змея в облике брата. Он вернулся в покои Павла и попросил его не выходить и молиться Богу о помощи в одолении змея. Твердо уверившись, что под видом князя скрывается змей, он вошел к княгине и сразил змея Агриковым мечом. Поверженный змей явил свое естественное обличье. Капли зловредной крови змея попали на Петра, и тело его покрылось струпьями и язвами. И никто не мог его исцелить. Брань его была с дьяволом и помощь в исцелении нужна была Божественная.

Петр слышал, что в Рязанской земле живет много искусных целителей, и отправился туда искать помощи. В селе Ласково он встретил свою будущую супругу – Февронию – дочь «древодельца». Именно Февронии – мудрой простолюдинке было суждено исцелить князя. Она приготовила исцеляющую жидкость и сказала, что он должен омыться этой водой в бане. Он решил испытать, так ли мудра девица, как рассказывают. Он послал ей пучок льна и просил изготовить за то время, что он будет в бане, рубаху, порты и полотенце для него. Феврония же в ответ передала ему чурочку и просила соорудить из нее ткацкий станок. Подивившись мудрости девы, князь сделал все, как она велела, и на утро был совершенно здоров. Не обошлось и без сложностей. Ему пришлось бороться с собой, чтобы выполнить свое обещание Февронии о том, что она станет его супругой, если сумеет исцелить. «Слава мира сего» была еще сильна в нем, и он никак не мог решиться сделать своей супругой девицу низкого рода.

И все же с великой честью он вернулся в Муром с блаженной Февронией. Муромский епископ благословил Петра и Февронию на честный брак, и они обвенчались. Благоверные супруги стали жить в благочестии, соблюдая заповеди Божии, проводя свою жизнь в смирении и кротости.

Спустя некоторое время умер старший брат Павел. Пришло время Петру одному править городом. «Слава мира сего» не давала покоя и боярам, они вдруг со злостью стали настаивать на том, что у него должна быть высокородная супруга, говоря, что не желают, чтобы простая девица была госпожой их женам. Он с полным смирением просил их самих обратиться к Февронии. Бояре предложили Февронии покинуть город. Она согласилась – с одним условием: они дадут ей все, что бы она ни попросила. Бояре обрадовались и обещали выполнить любую просьбу. Княгиня Феврония же сказала: «Ничего не прошу иного – только супруга моего князя Петра». Он не оставил свою супругу ради скоротечной власти и покинул город вместе с ней.



Они отправились по реке Оке вдаль от города. Вместе с ними в лодке была еще одна семейная пара. Через некоторое время их попутчик стал часто взирать на княгиню с нечистыми мыслями. Она же попросила его зачерпнуть воды с двух сторон лодки и попробовать. Княгиня спросила, одинакова ли она на вкус. Получив утвердительный ответ, она сказала, что и женское естество одинаково. А муж не должен забывать о своей супруге и думать о другой.

В то время, пока они удалялись от города, в Муроме началось кровопролитие. Каждый из бояр метил на место самодержца, многие из них погибли. Оставшиеся же в живых вместе с народом послали вслед за Петром и Февронией посыльных, чтобы те умолили их вернуться в город и господствовать над ними, как и прежде.

Нимало не гневаясь, благоверные вернулись в город. Весь народ с радостью вышел их встречать. И до конца своей жизни княжили Петр и Феврония , соблюдая все заповеди Господни, и молились за свой народ. Они любили всех своих подданных, не любили же гордость и грабеж. Для своего города они были добрыми пастырями – правили с истиной и кротостью, а не с жестокостью. Они принимали странников, питали голодных, поили жаждущих, одевали нагих, бедных избавляли от напастей.

Когда подошел конец благочестивой жизни, стали они молить Бога, чтобы им преставиться в один день. Повелели вытесать из камня единый гроб с преградой посередине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно и то же время приняли иночество. Петр был наречен Давидом, а Феврония – Ефросинией. Благоверные, помолившись Богу, предали оба свои души в руки Божии 25 июня.

Из-за принятого благоверными супругами монашеского чина людям показалось, что не подобает их телам лежать в одном гробу, и они положили их в разные. Петра они решили похоронить внутри города в соборной церкви и поставили там гроб с телом. Благоверную Февронию же – вне города в женском монастыре в церкви Воздвижения Креста Господня и там поставили гроб с ее телом. Наутро люди обнаружили, что оба гроба, в которые они положили своих правителей, пусты. А тела их находятся вместе в соборной церкви Рождества Богородицы, в той каменной гробнице, что они себе приготовили. После повторения этого чуда и на следующий день люди уже не посмели трогать их тела и оставили вместе, гроб поставили в соборной церкви Рождества Богородицы.

Память о благоверных супругах после их смерти всегда бережно сохранялась в народе, особо чтилось место их захоронения. «Кто с верою приходит к рацее мощей их, неоскудно исцеление приемлет, хвалящее Бога и его угодников святых чудотворцев Петра и Февронию».

Общерусское прославление иконы Петра и Февронии Муромских относится к эпохе Ивана IV (Грозного) и митрополита Московского Макария. До эпохи митрополита Макария на Руси почти не знали женской святости. Прославление их земного брака уникально не только в русской агиографии, но и христианской вообще. Образ «мудрой жены» в середине XVI века поднимается на небывалую высоту. К ней восходят похвалы равноапостольной княгине Ольге и княгине Февронии.



Житие святых подтверждается и летописью города Мурома. Согласно летописям в городе в конце XII – начале XIII века действительно жили два брата, сыновья Муромского князя Юрия. Младшего брата звали Давид. В «Степенной книге» (1550-е годы) прямо указано: «Юрьевич Петр, во инецах Давид чудотворец»

С каждым годом растет поток паломников к гробнице покровителей брака, молящих Муромских чудотворцев о семейном благополучии и даровании детей.

Какое чудо произошло

В Свято-Троицком монастыре, где упокоены мощи святых Петра и Февронии, сестры-насельницы записывают все становящиеся им известными свидетельства о чудесах, происходящих от нетленных мощей святой семьи.

Например, после того как в 1992 году святые останки Петра и Февронии были перенесены из монастырского скита в Троицкий собор, монахини заметили, что над Муромом по ночам поднимались ввысь два столпа света, а во время перенесения мощей икона, которая раньше находилась на крышке раки, стала мироточить. Сами зажигались лампадки у мощей – сестры поняли это пожелание святых, и теперь у раки горит неугасимая лампада.

С этого начались многие чудеса: у одного из спонсоров, что помогали восстановлению монастыря, родился долгожданный ребенок, дочь, хотя супруги уже почти не надеялись дождаться потомства. Еще один художник из Мурома, семья которого также длительное время была бездетна, а было ему уже 42 года, усердно молился святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, и по их молитвам к Господу у них также родился ребенок.

В одной из семей дело дошло почти до развода, но жена горячо молилась святым Петру и Февронии, и семейная жизнь пошла на лад, вскоре о разводе никто и не думал. Матушка московского священника молилась им о том, чтобы Господь даровал ей благочестивого супруга, и всё сложилось по ее вере и искренним молитвам.

А на другой год после обретения святых мощей Петра и Февронии в Муроме обретение частицы их мощей случилось и в Москве. В 1993 году святыня – вставленная в написанную икону частица святых останков – была перенесена в Москву, в небольшой храм Вознесения Господня. И что удивительно, священник его сказал, что до разорения храма здесь также находилась чтимая икона Петра и Февронии, к которой приходили поклониться перед вступлением в брак молодожены, и многие пары приходили венчаться именно сюда.

Этот небольшой храм, иначе его называют Малое Вознесение, находится в Москве на Большой Никитской улице. Так что у москвичей, желающих поклониться святым мощам Петра и Февронии Муромских и помолиться о своих проблемах, принести свои просьбы для помощи в их разрешении, – есть такая возможность. Но очень многие семьи, и те, кто желают обрести крепкий сердечный союз или никак не могут дождаться, когда в доме зазвенят детские голоса, к 8 июля едут в Муром – 4 часа поездом. Они приходят в Троицкий храм, приносят цветы, ставят свечи и, как исстари повелось, молятся святым Петру и Февронии о главном – найти себе пару в жизни по милости Божией, ибо еще в начале адамовых времен Господь сказал: «Нехорошо человеку быть одному» 1 .

Значение иконы

Значение иконы Святых Петра и Февронии Муромских непреходяще уже не одно столетие. История их супружества – уникальна, это потрясающий пример любви и верности. И хотя оба они приняли монашеский постриг, исключающий возможность даже совместной жизни, и Бог не даровал им детей, ибо они всецело отдали себя на служение Ему, к их молитвенной помощи прибегают и те, кого долго обходит стороной радость деторождения. И есть еще одна важная сторона их духовного подвига.

Пример святых Петра и Февронии показывает нам, что даже у безмерно влюбленных на первом месте должна быть любовь к Богу, ведь именно Он одарил нас чудесным качеством – любить всё и всех тем бесконечным множеством любовей, какие существуют в мире. Мы любим по-разному родителей и друзей, любимых и детей, зверей и птиц, цветы и небеса, всё сущее, что даровано нам вместе с жизнью Им, Богом.

Мы можем любить, жениться, выходить замуж, у нас могут рождаться дети, и мы будем бесконечно любить их, но история супружеской любви Петра и Февронии – это тоже дар Бога нам: наглядный пример настоящей, богоданной любви, где любовь к Богу, благодарность Ему за эту встречу оказалась превыше всего. В конце концов они упокоились вместе: в одном гробу был их земной прах, а дух так же едино вознесся к Богу, и теперь они навечно вместе у престола Божия.

Там святые Петр и Феврония молят Господа и Матушку-Заступницу о нас, о тех, кто приходит к ним с молитвой об укреплении брака. Одни приносят семейные проблемы, отчаявшись их решить своими усилиями. Другие – благодарят за их молитвенные труды и просят, чтобы благополучие брака сохранилось и впредь. Третьи – приносят им свои молитвы, чтобы Господь послал им наконец счастье встретить среди множества людей, живущих в мире, того долгожданного или ту единственную, с которыми возникнет прочный союз любящих и верных сердец. И Бог посылает. Только найдя свою вторую половинку, не будем забывать о Том, Кто наделил нас чудесным даром любви, и о тех, кто просил Его за нас, чтобы горячее желание иметь крепкую и счастливую семью осуществилось.


В рассказе использованы материалы:
Благоверные святые Петр и Феврония Муромские, О.А. Сухова
(ведущий научный сотрудник Муромского историко-художественного музея).
М.: Гранд-Холдинг, 2009.
Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979
(Текст Жития Святых в редакции патриарха Гермогена)


__________________________________

Большая часть святых прославляется поодиночке. Редко встречаются те, кто стал известен парой. Именно такой парой и стали - семейная пара, которая известна своими деяниями, а образ которых до сих пор творит множество чудес. В настоящее время эту пару считают образцом семьи, а праздник, в который их чествуют, носит название Дня семьи, любви и верности.

В чём смысл иконы и какова её история

Во многих летописях можно встретить описание жизни Петра и Февронии. Правда, в миру Петр был князем Давидом Юрьевичем . Правил сей князь в конце XIII века, а немного позже он принял постриг и изменил своё имя на Петра. Это делают большинство монахов в знак отречения от мирской жизни и всего что с ней связано. Однако, повесть о том, как жили князь со своей супругой и каковы были их дела, была составлена гораздо позже и в настоящее время является истинным шедевром литературы.

На большинстве икон святых изображают уже пожилыми людьми, которые прожили свою жизнь. Их волосы украшает седина, в руках Петра всегда изображён свиток, как символ мудрости, переданной людям. А руки Февронии всегда открыты и подняты вверх, символизируя чистоту их помыслов.

Но для того, чтобы достигнуть спокойной старости, молодым князьям пришлось через многое пройти. Феврония была простой крестьянской девушкой на тот момент , когда они познакомились с князем. Знакомство произошло при самых необычных обстоятельствах. Под действием болезни князь был вынужден ходить по городам и сёлам и искать лекаря, способного излечить проказу. Правда, если верить другим источникам, на него попала кровь демона, которая точила его подобно болезни.

Феврония и оказалась тем самым лекарем, что помог князю. Однако девушка поставила условие, что после исцеления князь женится на ней. Юноша пообещал, но побоялся выполнить свою клятву. Тогда недуг вновь вернулся. И приехал Пётр к Февронии снова, покаялся и увёз её с собой.

Он был прекрасным правителем, но боярские жены подбили мужей на бунт. Они были категорически против того, чтобы подчиняться простолюдинке . Конфликт зрел как снежный ком, бояре требовали свергнуть княгиню - простолюдинку.

Но князь не смог отказаться от жены. Они сели в лодку и отправились вниз по реке Ока прочь от Мурома. Сегодня ещё можно встретить некоторые иконы, изображающие именно этот момент. На ней святые изображены в полный рост, плывущими по бурной реке в небольшой лодочке. Она символизирует бурное течение жизни. Чета воздевает руки к небу, откуда на них смотрит Иисус Христос. Он благословляет молодых, держа в одной руке свиток. Пара изображена молодой и в красивых одеждах.

Этот образ является символом того, как должны вести себя люди в трудных ситуациях . Никогда нельзя бросать друг друга, нужно всегда быть вместе и надеяться на Господа. Он никогда не подведёт. Помогать икона будет в том случае, если перед ней читать молитву и просить её о помощи.

После того как князь покинул Муром, за трон разразилась настоящая битва. Жители города умоляли Петра вернуться. Он ни единым словом не упрекнул их. История описывает его как доброго и справедливого правителя, который радел о своих подданных.

На закате своих лет святые приняли монашество . Умерли они как в сказке, в один день и похоронены были в одном гробу. Правда, вначале они были похоронены в разных могилах, но на следующий день оказались в одной. Даже после смерти пара не разлучилась.

Значение образа

Сегодня у общества ценность семьи сильно снижена. Молодёжь, в большинстве случаев, учат тому, что если не получится с одним партнёром, то всегда можно выйти замуж или жениться повторно. Но до чего это может довести? Результатами подобного суждения становятся:

  • одиночество;
  • отсутствие детей;
  • неудовлетворённость жизнью;
  • осознание себя ущербным человеком.

А ведь семья является не только основой любого общества, она считается Малой церковью. А если уж и в малом порядка не будет, то что говорить о чем-то большем?

Значение семейного союза подчёркивает икона Петра и Февронии Муромских , на которой они изображены вместе и держащимися за руки. На ней красивая и молодая княжна смотрит на сильного и мужественного князя нежным взглядом. Символизм этого момента заключается в том, что они чтили семейные узы и брак, а ни о чём другом более не помышляли. Именно об этом же свидетельствуют и их жесты. А над головами пары в облаках расположился улыбающийся Иисус.

О чём следует молиться перед образом

В любой семье проблемы носят один и тот же характер . Очень сложно воспитать в себе волю, чтобы долгое время строить отношения с одним и тем же человеком. Ведь здесь важно не только смирить собственный нрав, но и воспитать в себе терпение к чужим слабостям.

В настоящее время молодым прививается мысль о том, что если удалось найти себе пару, то это уже хорошо. А муж должен всячески угождать и ухаживать за своей женой. А мужчины же мечтают найти такую женщину, которая будет объединять в себе функции домохозяйки и молчаливой красавицы.

Но все это обычная красивая сказка, ведь идеальных людей в мире не существует . Кроме того, супруг даётся не для того, чтобы удовлетворять все потребности другого человека. Каждый христианин должен правильно воспитывать своего ребёнка и поддерживать в нём духовность.

Святые муж и жена являются символом того, что и в мирской жизни есть место подвигу во имя семьи. Несмотря ни на что, можно найти время на молитву и заботу о то, кого любишь, а также на благочестие несмотря ни на статус, ни на богатство. Икона Петра и Февронии Муромских помогает сохранить семью каждому, у кого она есть . Перед ней принято возносить молитву и просить о чем-то в следующем случае:

  • о прочности семейных уз;
  • о семейном счастье;
  • о решении многих бытовых проблем;
  • о получении многих душевных качеств.

Святые супруги учат принимать и быть благодарным за супруга, подаренного богом. Есть даже житие, в котором говорится о двух детях, которых родили святые супруги.

Где стоят храмы

С того самого момента, как появился праздник, посвящённый ценностям христианства в браке , началась и повсеместная любовь народа к иконе. Ведь святые стали для многих христиан истинным символом семейной верности. А потому множество храмов было возведено по всей стране.

В Москве имеется чтимая всеми икона Петра и Февронии Муромских в храме Малого Вознесения. Это строение считается очень древним. Ещё в XVI веке имеется запись о храме во многих летописях. Располагалась ранее сия церковь в новгородской волости. Деревянный храм был сожжён и разграблен, а на его месте построен каменный. Ныне храм имеет три престола, каждый из которых носит свое название. И один из них посвящён святой чете.

Долгое время святых держали в Муроме в кафедральном Рождественском соборе . Здесь в конце XVIII века соорудили кипарисовую гробницу, которую украсили красным бархатом. На самом покрове имеется прекраснейшая вышивка, изображающая пару. Рака с мощами стояла на возвышении и поддерживалась резными колоннами. Все работы по возведению гробницы были выполнены на пожертвования от купцов.

Внутреннее убранство храма также никого не оставит равнодушным. В каждом куполе проделаны окна, которые не позволяют ни одному углу церкви остаться в темноте. Иконостас содержит в себе более пяти рядов, на которых выставлены 60 святых ликов. Сам иконостас украшен удивительно красивой резьбой. Но не во все года святыни чтились так свято:

  • в 20 году прошлого века мощи были перевезены из храма в музей;
  • храм в 1934 году закрыли, а на его территории сделали футбольное поле;
  • во время Великой Отечественной войны все колокольни и сам собор были разобраны;
  • в 1989 году мощи были переданы на хранение в местную епархию.

Сегодня поклониться мощам святых можно в Троицком женском монастыре, где местные монахини рассказывают о множестве чудес, творимых иконой. Так, известен случай, когда образ мироточил на крышке гробницы с мощами. Лампады, горящие теперь возле мощей постоянно, ранее гасились на ночь. Но они сами собой загорались, освещая все вокруг своим светом. Молитва, вознесённая возле иконы бесплодным человеком, была услышана - в скором времени у него родился сын.

Венчальная икона

Молодожёны издревле приходили на поклон к иконе, прежде, чем заключить брак . Сегодня эта традиция возродилась с новой силой. Именно поэтому икона святых считается самым лучшим подарком на свадьбу. Ведь он будет всегда напоминать о том, что такое брак и насколько он священен, а также помогать в трудностях.

Выбирая подарок, следует исходить из собственных финансовых возможностей и привязанности к тем, кому будет дариться икона. Лучше всего её вышить самостоятельно. Ведь в таком образе будет заложена также частичка души вышивальщицы.

Конечно, монашеская жизнь - священна. Но и брак священен . А потому икону святых следует поместить в спальне молодожёнов или же в гостиной, но предварительно здесь нужно выделить особое место для неё . Там она будет находиться постоянно.

Просить и возносить молитву Муромским святым можно в любое время, главное, чтобы слова шли от чистого сердца. А помогать икона будет каждому, кто может просить.

Но стоит помнить, что семейная жизнь не начнётся, пока не будет подобрана пара . Но многие люди испытывают проблемы с этим. Для того, чтобы обрести супруга, также следует возносить молитвы к Муромским святым. Икону нужно принести в дом и регулярно просить у неё помощи. Также можно встретить супруга на богослужении, но не стоит на молитве думать о чем-то кроме служения во время службы. Свадьба будет не за горами, если вы будете регулярно просить помощи.


Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.


История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!". Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года
, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля) .

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности - так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение - исцелить его может дочь бортника - крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит - так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!